Рособоронзаказ и Рособоронпоставка ликвидированы

09 сентября 2014

  • Новости
Министерство обороны концентрирует в своих руках полномочия, которые находились в компетенции Рособоронзаказа и Рособоронпоставки. Эти два ведомства упразднены указом президента. Десять лет назад Рособоронзаказ был создан, чтобы осуществлять контроль над закупками военных, однако в последние годы там работали так, что их самих надо было контролировать.
Президент Владимир Путин подписал указы, согласно которым Рособоронзаказ и Рособоронпоставка упраздняются, сообщает пресс-служба Кремля.
Согласно документу, функции, которые выполняли ведомства, будут распределены между МВД, МЧС, Минобороны, СВР, ФСБ, ФСКН, ФСО и ФСИН, то есть ведомства сами будут взаимодействовать с оборонной промышленностью по своим нуждам. «Передать функции упраздняемой Федеральной службы по оборонному заказу федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации, обеспечив их реализацию с 1 января 2015 года», - говорится в документе. С предложением ликвидировать два ведомства к главе государства обратился премьер Дмитрий Медведев.
«За восемь лет, когда они работали, определенная деятельность с ними проводилась, определенные задачи решались. Но сегодня, исходя из того, что один орган находится в компетенции правительства, в структуре правительства, как принято говорить, «под правительством», это Рособоронзаказ, а Рособоронпоставка исторически оставалась в структуре Министерства обороны, также есть предложение оба этих органа упразднить, с тем чтобы сконцентрировать всю полноту работы в Министерстве обороны по поставкам продукции военно-технического назначения», - мотивировал он свое предложение.
По словам Медведева, контрольные функции может исполнять Министерство промышленности и торговли, Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата.
«То есть это тоже не приведет к каким-то проблемам, но в то же время позволит оптимизировать структуру правительства и с точки зрения этих органов», - подчеркнул премьер, передает РИА «Новости».
«Если вы сами считаете, что это целесообразно, то давайте так и сделаем», - согласился Путин, напомнив, что этот вопрос уже обсуждался.
Деятельность Рособоронзаказа, созданного в 2004 году, курировало Министерство обороны, однако в 2012 году ведомство было переподчинено правительству. Тогда писали, что в связи с этим был понижен статус Минобороны и, соответственно, повышена значимость военно-промышленного блока правительства, который курирует вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавляющий Военно-промышленную комиссию (на прошлой неделе было решено, что ВПК возглавит президент).
В начале июня в СМИ появилась информация, что глава Минобороны Сергей Шойгу еще в мае отправил президенту письмо с предложением ликвидировать Рособоронзаказ с целью экономии бюджетных средств. Шойгу, как сообщалось, предлагал передать функции по контролю над расходованием средств Счетной палате, контрольные функции по размещению заказов по линии ГОЗ и ведение реестра недобросовестных поставщиков - ФАС, а ведение реестра единственных поставщиков, как и право выдачи лицензий предприятиям оборонно-промышленного комплекса - Минпромторгу.
А в июле Александр Потапов, с 2012 года занимавший должность главы Рособоронзаказа, был назначен заместителем министра промышленности и торговли. Бывший заместитель Попатова Даниил Федюк стал тогда исполняющим обязанности главы ведомства. «Знаю, что этой инициативе уже около пяти месяцев, - комментировал Потапов слухи о скорой ликвидации ведомства в интервью газете «Коммерсант». - Информация об обращении министра обороны в правительство с данным предложением поступила ко мне еще в начале года. По этому вопросу прошло совещание. Позиции были разные: кто-то высказывался за, кто-то - против». По его словам, это предложение было подготовлено без участия Рособоронзаказа. «Но решение президента состоялось, теперь его нужно уже не обсуждать, а выполнять», - сказал Потапов.
Скажем несколько слов о специфике работы ликвидированных в понедельник ведомств при предшественнике Сергея Шойгу Анатолии Сердюкове. Работавшая директором Рособоронзаказа с декабря 2011 по сентябрь 2012 года Людмила Воробьева до прихода в эту сферу работала в Федеральной налоговой службе: в 2002-2004 годах была замглавы управления ФНС по Петербургу, в 2005 году возглавила его, с 2009 года по 2011 год руководила управлением ФНС по Москве.
Рособоронпоставку с 2010 года до сегодняшнего дня возглавляла Надежда Синникова. Она тоже была замглавы УФНС по Петербургу с 2002 по 2004 год, после чего возглавляла столичное управление, в 2009-2010 гг. была замруководителя ФНС.
Руководителем же петербургского УФНС с 2001 по 2004 год работал Анатолий Сердюков, в 2004-м он занимает аналогичную должность в Москве, через несколько месяцев - руководитель ФНС, с 2007-го по 2012-й - министр обороны Российской Федерации.
Осенью прошлого года наследство сердюковских времен дало о себе знать: заявленная Рособоронпоставкой цена на партию австрийских пистолетов Glock для спецназа вызвала вопросы у Военно-промышленной комиссии и подведомственного ей Рособоронзаказа, возглавляемого на тот момент уже Потаповым. Она оказалась в несколько раз выше рыночной. Заявка была аннулирована.
«Дело в персоналиях»
Первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, комментируя решение об упразднении двух ведомств, заявил, что теперь Минобороны будет проще взаимодействовать с Министерством промышленности. «Это абсолютно правильно, потому что, помимо сокращения персонала госслужащих, это значительно упрощает функционирование и взаимоотношения между Минобороны как заказывающим ведомством и, соответственно, Минпромторгом, как и предприятиями, входящими в зону его ответственности, как поставщиком», - сказал он.
Депутат отметил, что функции будут перераспределены между Министерством обороны и Минпромторгом, а часть надзорных функций возьмет на себя Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата, которая в последнее время показывает чрезвычайно высокую эффективность.
«Ставка на российское, внимание к оборонке со стороны министра обороны делает этот шаг абсолютно логичным и предсказуемым, и Медведев абсолютно правильно поступает», - сказал Гутенев. Он также отметил, что наиболее ценные специалисты из упраздняемых ведомств должны перейти на работу и быть использованы и в Минобороны, и в Минпромторге.
Зампредседателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич считает, что потребность передать функции двух ликвидированных ведомств Минобороны связана с необходимостью более оперативного управления в этой сфере в условиях современных угроз, а также с коррупцией. «Я очень доволен, что это произошло. Современные военно-политические угрозы требуют более оперативного, быстрого решения тех или иных вопросов. Сегодня сделана ставка на то, что Министерство обороны должно стать основным игроком, и оно должно говорить, какое оружие подходит, а какое не подходит, потому что очень много что Министерству обороны навязывают», - сказал он.
«Во всех этих компаниях просто запредельной стала коррупция, и в нее ввязаны в том числе и отдельные военачальники, и сегодня Шойгу очень многие вещи в этой сфере критиковал», - добавил депутат. Он привел пример, что зачастую бывают расхождения между тем, что написано на бумаге, и тем, как это воплощается в жизнь, это в очень большой степени касается и новых видов вооружений, авиационной техники. «Очень многие должностные лица там с точки зрения коммерции думают, а не с точки зрения обеспечения безопасности, а Шойгу думает с точки зрения обеспечения безопасности», - заявил Клинцевич.
По его мнению, перераспределение функций приведет к тому, что «у Министерства обороны будет то оружие и того качества, которое оно хочет, и самое главное, оно быстро получит вооружение».
Он отметил, что тон в оптимизации в силовых структурах задал сам президент РФ, который возглавил военно-промышленную комиссию, а профильный вице-премьер будет его заместителем. «Понятно, что в таких условиях очень многие вопросы будут решаться по-другому, потому что на военно-промышленной комиссии участвует очень много корпораций, которые скажут, а до первого лица эта информация не дойдет. И сегодня очень многие вещи будут скрыты, и очень многим, я думаю, не поздоровится, потому что у нас научились хорошо осваивать деньги, находить оправдания, как сделать так, чтобы прокуратура не предъявила претензий, а выхлоп - недоделанные образцы и не в полном объеме», - отметил Клинцевич.
«Изначально разделение функций произошло, потому что были проблемы с контролем качества, - сказал газете ВЗГЛЯД вице-президент Центра политических исследований России Дмитрий Поликанов. - Нужно было создать независимую систему качества по отношению к старой, еще досердюковской команде Минобороны, к которой были вопросы. Сейчас, когда в Минобороны новая команда, эффективная и конкурентоспособная, логично, чтобы не дублировать функции, логично все их свести в единый кулак».
«Дело в персоналиях. Это создавалось под совсем старую команду, это была история о том, чтобы люди со стороны смотрели за теми, к кому не было доверия. Сейчас доверие есть, и надсмотрщики, которые являются лишним звеном в цепочке управления, не нужны», - добавил он.
Эксперт напомнил, как в предыдущие годы возникали большие проблемы с выполнением гособоронзаказа в срок: ведомства месяцами не могли договориться с промышленностью и заключить контракты. Сейчас, по мнению эксперта, с концентрацией полномочий у Минобороны, все станет гораздо проще.
«Сейчас для Минобороны главное - сохранить объективность при контроле качества. Но опять же - была в свое время советская система военпредов, которые прекрасно работали. Велосипед придумывать не надо», - отметил эксперт.
К списку новостей
Ошибка
Будьте в курсе самого интересного в отрасли

Подписка оформлена!

Уведомление выслано на указанный e-mail. Вы всегда можете изменить условия подписки.