На совместном заседании Комитетов и Комиссии СоюзМаш обсудили вопрос кадрового обеспечения предприятий

10 декабря 2015

  • Новости
Участники заседания сконцентрировали внимание на формировании эффективной системы кадрового обеспечения авиационной промышленности, конкурентоспособной оплаты труда и других стимулов, направленных на развитие интеллектуального и инженерно-технического потенциала, а также создании Отраслевого совета по профильным квалификациям на базе Союза машиностроителей России и организации отраслевого конкурса профмастерства по рабочим профессиям и инженерным специальностям.
Председатель Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности, Президент, Генеральный  конструктор АО «РПКБ» Гиви Джанджгава, открывая заседание, подчеркнул, что сегодня кадровое обеспечение является одной из основных задач: «На создание системы знаний и подготовку качественных кадров требуется время - если мы сегодня будем этим заниматься, то через какое-то время не сможем эту проблему одолеть. Кроме обычного кадрового обеспечения в стандартном понимании, есть две составляющие, которые ужесточают эту проблему: первая - переход с пятого технологического уклада в шестой, изменение технологий и основных акцентов знаний, необходимость подготавливать специалистов нового уровня. Вторая – после сложных для российской промышленности 1990-х годов  сейчас не хватает опытных 40-50-летних научных руководителей, сильных научных школ, которые воспитали бы молодежь. Эти два фактора утяжелили проблему, и своими действиями мы должны компенсировать их негативное влияние».
Первый заместитель исполнительного  директора  Союза Машиностроителей России, Заместитель председателя СПК в машиностроении, член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Артем Ажгиревич представил подробную информацию о деятельности Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении. «Остро стоит вопрос об актуализации профстандартов – исправлении ошибок, допущенных создателями. Далеко не все стандарты машиностроительной направленности разрабатывались организациями, имеющими профессиональные компетенции в этой области. В итоге некоторые стандарты требуют полной переработки», - отметил Артем Ажгиревич. Он подчеркнул, что в непрерывном режиме проводится мониторинг действующих профстандартов в машиностроении. «Это очень важная работа: в первую очередь на основе предложений от предприятий мы будем проводить актуализацию и корректировку профессиональных стандартов. На профстандартах основано и другое направление деятельности Совета по профессиональным квалификациям – оценка профквалификаций от рабочих до специалистов: эта работа только начинается и будет проводиться по трем основным направлениям – нормативному, организационному и методическому. Кроме того, ведется работа по созданию двух центров по оценке квалификаций – в Москве при СоюзМаш России и в Астрахани при ТПП. Нам предстоит создать много таких центров, как минимум, по федеральным округам», - рассказал Ажгиревич.
Вице-президент по персоналу ПАО «ОАК» Светлана Крайчинская в своем докладе коснулась аспектов развития профессиональных квалификаций в авиастроении и системы подготовки и переподготовки кадров для авиационной промышленности. Говоря о формировании отраслевого совета по профессиональным квалификациям в авиастроении, она пригласила заинтересованных коллег вступать в его состав - предложение по обновленному составу совета до конца декабря планируется передать в Союз машиностроителей России, под эгидой которого  создается отраслевой совет. Она обратилась с просьбой к участникам заполнить анкету, указав наиболее важные на их взгляд квалификации для составления экспертного мнения.   
Основные аспекты формирования эффективной системы кадрового обеспечения авиационной промышленности на примере ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представил Советник генерального директора Корпорации Владимир Бугреев, подчеркнув, что качественную подготовку кадров и обеспеченность ими предприятий можно назвать одним из элементов системы национальной безопасности.   В качестве позитивного примера он отметил профориентационный проект СоюзМаш России «Работай в России!», направленный на привлечение и закрепление молодежи на предприятиях ОПК.
Проректор по постдипломному образованию, заведующая кафедрой финансового менеджмента МГТУ «СТАНКИН» Юлия Еленева представила результаты мониторинга в области опыта взаимодействия образовательных организаций и предприятий машиностроения, в частности, коснулась основных форм стимулирования студентов – «целевиков» и необходимости сопровождения их траектории: «Оптимальный вариант - когда предприятие целенаправленно проявляет заинтересованность в молодых специалистах, создавая для них возможность с самым кратким адаптационным периодом выполнять задачи, которые поставлены на производстве».  Также она рассказал о лучших практиках подготовки высококвалифицированных кадров для ОПК, особенностях развития компетенций кадров ОПК в системе ДПО на примере ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров», Всероссийском конкурсе лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики и другое.
С докладом об организации проведения отраслевого конкурса профессионального мастерства по рабочим профессиям и инженерным специальностям выступил Председатель Российского  профессионального союза трудящихся авиационной промышленности Николай Соловьев. Представитель Центра образовательных разработок СКОЛКОВО Анна Гетманская рассказала о государственной программе «Глобальное образование», направленной на укрепление кадрового потенциала предприятий при финансовой поддержке государства. Программа предусматривает финансирование обучения граждан России, самостоятельно поступивших в ведущие зарубежные университеты, а также их трудоустройства согласно полученной квалификации. Гетманская отметила, что лимит гранта на 1 участника – до 2,763 млн. руб. в год. Одной из целей программы является приобретение опыта зарубежных производителей, что послужит достижению глобальной конкурентоспособности российской продукции.
Подводя итоги заседания, Гиви Джанджгава отметил, что обсуждение происходило в конструктивном ключе: «Во-первых, необходимо учесть, что мы должны обеспечить кадрами и, соответственно, работой, весь жизненный цикл продукции. Раньше это находилось в ведомстве Министерства обороны, а гражданская авиация была выделена в отдельное ведомство, но сейчас жизненный цикл должны курировать мы. Во-вторых, нужно использовать площадку СоюзМаш по постоянному мониторингу кадрового обеспечения – в частности, создать Совет по профессиональным квалификациям в авиастроении на базе СоюзМаш, с привлечением Союза авиастроителей. Еще один очень важный вопрос – выйти с предложением в СоюзМаш, Лигу содействии оборонным предприятиям и профильные министерства к подготовке директивных документов по участию учебных заведений в НИОКРах, проводимых предприятиями авиапрома. Отделять эти процессы друг от друга нельзя, кроме того,  среди преподавательского состава есть достаточно квалифицированные кадры, которые можно задействовать. Планируем обратиться к первому зампреду Думского Комитета по промышленности, Первому вице-президенту СоюзМаш России Владимиру Гутеневу для законотворческой поддержки этого вопроса, направленного на сближение работы учебных заведений и предприятий, которые пользуются их услугами».


К списку новостей
Ошибка
Будьте в курсе самого интересного в отрасли

Подписка оформлена!

Уведомление выслано на указанный e-mail. Вы всегда можете изменить условия подписки.