Расширенное заседание Совета по локализации производства при Комитете по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности СоюзМаш России

04 апреля 2016

  • Новости
«Совет был создан в структуре автомобильного Комитета СоюзМаш России в начале 2016 года, чтобы объединить ключевые компании автопрома, заинтересованные в расширении и углублении своей локализации на территории России», - отметил председатель Совета по локализации производства при Комитете СоюзМаш России, заместитель вице-президента по инжинирингу - начальник управления проектирования и доводки шасси ОАО «АВТОВАЗ» Александр Орлов.
Участники заседания сошлись во мнении, что текущая экономическая ситуация, девальвация рубля и следующее за ними падение рыночного спроса на автомобили заставляет концерны фокусировать свое внимание на вопросах локализации.  В каждой из компаний созданы соответствующие Программы и ведется активная деятельность по их реализации. Вместе с тем, есть общие жизненно важные для отрасли продукты, материалы и технологии, развитие (локализация) которых требует объединения усилий государства и бизнеса поэтому, по инициативе бизнеса и поддержке СоюзМаш России, предложено   разработать общую Программу развития (локализации) отрасли и общий план действий (Дорожную карту) направленный на ее поддержку и реализацию.
Член Совета по локализации производства в автомобилестроении, директор Департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Александр Наумов в своем выступлении акцентировал внимание на том, что на первом этапе многие предприятия автопрома уже осуществили локализацию крупногабаритных комплектующих: и теперь общая задача – перейти на качественно новый уровень. «Сегодня мы переживаем не лучшие времена, но из этого необходимо извлечь максимальную пользу. Именно углубленная локализация поможет предприятиям стать более эффективными в этих условиях. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить локализации базовых материалов, оснастки, оборудования», - сказал Наумов.
В то же время он отметил, что при определении отраслевых приоритетов необходим консенсус между государством и бизнесом: С точки зрения бизнеса главным показателем является максимальная отдача. Для государства ключевыми параметрами являются бюджетная эффективность, создание рабочих мест, экспортный потенциал. Мы будем всячески поддерживать идею совместной работы отраслевых экспертов в проектном формате, мы готовы войти в проект и внести в него наши экспертные компетенции и управленческие ресурсы, но и от бизнеса мы ожидаем ответственного и осознанного отношения к проекту. Нам важно мнение отраслевиков по вопросам оптимизации нормативной базы и созданию новых инструментов госрегулирования. Очевидно, что меры государственной поддержки будут эффективнее, если отраслевые эксперты будут сообща определять какие ключевые направления в них нуждаются, и это придаст процессам локализации новый импульс развития», - обратился к участникам заседания представитель Минпромторга.          
Первый заместитель исполнительного директора Союза машиностроителей России Артем Ажгиревич в своем докладе   подчеркнул, что основная цель проекта по  разработке  Дорожной карты локализации производства в автопроме - собрать и структурировать информацию, связанную с вопросами локализации на том уровне точности и детализации, который позволит сфокусировать ресурсы государства и бизнеса на реальных задачах и проектах, что особенно важно  в период ограниченности бюджетных средств и падения внутреннего рынка. 
«Мы понимаем, что в условиях регулярных секвестров бюджета ресурсы и возможности органов власти ограничены и фокусируются на социальных приоритетах, поэтому предлагаем организовать и разработать Программу и Дорожную карту локализации, и сопутствующие документы силами отраслевых специалистов и специалистов СМР. Актуальность и эффективность созданной системы будет поддерживать действующий на постоянной основе Совет по локализации производства в автопроме, созданный при Комитете. Проект по разработке Дорожной карты локализации – это только часть продуманной и последовательной стратегии, реализуемой СМР от лица отраслевых организаций. Основной ее тезис: государство определяет цели, бизнес определяет отраслевые приоритеты для их достижения. Дорожная карта локализации производства является центральной частью этой системы и позволяет показать, как экономическая цель государства по импортозамещению может быть сформулирована в терминах и приоритетах, понятных для бизнеса и инвесторов».
Директор Департамента маркетинга и процессов закупок ПАО «КАМАЗ» Равиль Ибрагимов в своем выступлении обозначил позиции бизнеса, рассказав об актуальных проблемах, препятствующих углублению локализации автокомпонентной отрасли в России на примере ПАО «КАМАЗ».  Он отметил, что в настоящее время ПАО «КАМАЗ» введет активную работу по импортозамещению автомобильных компонентов и материалов первого и второго уровня. В реализации проектов ПАО «КАМАЗ» участвуют более 200 стратегических и потенциальных поставщиков. В рамках совместной работы определены проблемные вопросы, связанные с отсутствием необходимых производств и технологий на территории России; с низким уровнем существующих поставщиков, не позволяющим обеспечивать необходимый уровень качества продукции, как у зарубежных аналогов; с отсутствием необходимых инвестиций для организации производства. Для решения существующих проблем ПАО «КАМАЗ» активно включилось в разработку «Дорожной карты локализации производства на 2016-2019 года.  Господин Ибрагимов выразил уверенность, что создание и внедрение эффективных механизмов на государственном уровне позволит предприятиям успешно реализовать программы локализации и создать условия для дальнейшего развития автомобильной отрасли.
О стратегических фокусах локализации и необходимости координации действий ключевых игроков отрасли для их продвижения рассказал вице-президент по закупкам Форд Соллерс Холдинг Роб Харрисон. Он отметил, что за последние несколько лет автопроизводители достигли большого прогресса в локализации компонентов с российскими поставщиками, особенно это касается поставщиков первого уровня. Теперь же необходимо фокусироваться на локализации материалов, сырья, компонентной базы второго уровня, а также производства технологической оснастки, которые на сегодняшний день не представлены в России. «Развитие вышеперечисленных элементов ведет к повышению конкурентоспособности бизнеса поставщиков и Российского автопрома в целом. В конечном счете это не только поддерживает рост локальной промышленности, но и открывает возможности для экспорта и выхода на международный уровень», -  сказал Роб Харрисон. 
Кроме этого, господин Харрисон обратил внимание коллег на то, что падение объемов в автомобильной промышленности и ослабление рубля ведет к уходу с рынка уже существующих поставщиков с налаженными производствами в России, и подчеркнул, что необходимы совместные меры по стабилизации ситуации.
Директор по закупкам «Группа ГАЗ» Сергей Кайстро обозначил возможности для кооперации при реализации программы локализации на примере Группы ГАЗ, акцентировав внимание на нехватке кредитных ресурсов.
Подробную информацию о проектном предложении по разработке Дорожной карты локализации производства в автомобильной промышленности на 2016 – 2019 годы представил заместитель Председателя Совета по локализации, руководитель проектной команды, директор по локализации ARNPO Антон Николаев. Он рассказал о плане взаимодействия крупнейший автопроизводителей и о результатах, которых они ожидают от совместной работы.
Об организацию работы в проекте «Дорожная карта локализации производства в автомобильной промышленности на 2016 – 2019 годы» рассказала член Совета по локализации, менеджер проекта, руководитель направления «Автомобилестроение» Союза Машиностроителей России Ирина Перковская: «Основная цель этого проекта - четко опередить, какие проекты, продукты, материалы являются приоритетными для отрасли сейчас, и какие станут приоритетными для отрасли в среднесрочной перспективе. Проектная группа начинает работать в пилотном режиме. Параллельно с этим СоюзМаш будет разрабатывать методологию, правила, порядки отбора, критерии, подготовит общую методологическую базу, чтобы через полгода этот список приоритетных компонентов и материалов стал настоящей программой. Предполагается, что эта программа станет ведомственным актом Минпромторга РФ и будет использоваться органами государственной власти как инструмент управления отраслью», - отметила Перковская. 
Для реализации проекта сформирована проектная команда, которая включила в себя помимо представителей предприятий автопрома, сотрудников Министерства промышленности и торговли РФ и представителей Союза машиностроителей России. После завершения проекта актуальность и эффективность созданной системы будет поддерживать действующий на постоянной основе Совет по локализации производства в автомобильной промышленности при Комитете по локализации и развитию кооперации в автомобильной промышленности СМР.
После заседания Совета ряд вопросов был решен в ходе совместного установочного совещания проектной команды и координаторов закупочных подразделений автопроизводителей, выразивших свою готовность на участие в проекте.
Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.

К списку новостей
Ошибка
Будьте в курсе самого интересного в отрасли

Подписка оформлена!

Уведомление выслано на указанный e-mail. Вы всегда можете изменить условия подписки.